Идите и научите

При храме Святого апостола Фомы на Кантемировской в Москве священником Даниилом Сысоевым была организована школа православного миссионера, в которую приглашались все, кто любит Бога и ближних своих и желает вступить на путь благовестника Святого Евангелия. После мученической кончины батюшки эта школа продолжает действовать. Нынешним руководителем ее является преподаватель Московской Духовной академии и семинарии Максимов Юрий Валерьевич. О том, как создавалась эта уникальная школа и о проблемах современного православного миссионера мы с ним и беседуем.

- Юрий Валерьевич, расскажите нам, пожалуйста, как Вы задумали и открыли вместе с отцом Даниилом миссионерскую школу при храме апостола Фомы на Кантемировской?

- С батюшкой мы были знакомы более десяти лет, и почти с самого начала знакомства мы обсуждали идею создания миссионерского института. На практике мы не раз убеждались, что для воспитания миссионеров необходимы специальные учебные заведения, которые бы помогали изучать специфику служения Богу на этом равноапостольном поприще и давали бы необходимые для этого знания, а также опыт. Мы задумывали это как миссионерский институт, но очень много времени прошло прежде, чем было получено благословение на такую инициативу. Только два года назад Святейший Патриарх Алексий II дал благословение на создание такой миссионерской школы при храме апостола Фомы, и тогда наши многолетние чаяния воплотились.

Отличительная черта наших курсов – то, что происходит не только прослушивание лекций и конспектирование их, но и применение знаний на практике. Это - главное. Учащиеся выходят на уличную миссию. Конечно же, на улице встречаются разные люди: кто-то разговаривает с миссионерами о вере, кто-то не разговаривает, встречаются и атеисты, и мусульмане, и сектанты. Также миссионеры по благословению отца Даниила ходили на собрания сектантов, - совершенно открыто, как православные люди, - чтобы побеседовать о Библии, вступали с сектантами в дискуссии и тем самым приобретали неоценимый опыт. Кроме этого были и миссионерские поездки у подготовленных людей, которые уже на практике могли использовать полученные знания. Конечно же, отец Даниил был главным двигателем всего этого процесса. Когда все это заработало, отец Даниил приглашал меня читать лекции, проводить занятия вместе с миссионерами, а когда батюшка отошел от нас, приходится теперь мне координировать вопросы, связанные с обучением миссионеров в школе.

- Юрий Валерьевич, простите за вопрос, который в большей степени поднимается в светских институтах: прилично ли проповедовать на улицах, не достаточно ли проповеди на приходах?

- А что, ждать, когда неверующие сами к нам придут? Если бы апостолы продолжали сидеть в Сионской горнице, сколько было бы христиан? За всю их жизнь, возможно, присоединилось бы несколько десятков человек к Церкви. Но Господь сказал им: «идите и научите». Не сказал: «сидите и ждите, пока к вам придут и попросят научить». По улице рядом с нами ходит много людей, среди которых есть те, кому истина не безразлична и кто готов говорить о ней. И ради них стоит постараться. В том, как проходит уличная миссия, нет ничего навязчивого или неприличного. Смущаться о такой форме могут лишь те, кто никогда не видел этого на практике.

- Во многих сектах существует такая практика: их миссионеры проповедают на улицах, а в обществе сложилось мнение, что если пристают на улице с проповедью, то это, значит, какие-то сектанты, не так ли?

- А вы знаете, что говорят люди нашим православным миссионерам: «Почему пристают к нам только сектанты? Почему православные не выходят и не говорят с нами о Боге?» Не может человек называть себя миссионером, если он не выходит со словом Божиим к тем, кто не в Церкви.

- С какими проблемами сталкиваетесь вы, когда проводите миссию в школах или в других учебных заведениях? То есть, не ущемляются ли права граждан других конфессий? Не поступают ли жалобы на вас в прокуратуру?

- Именно это направление у нас задействовано менее других, как раз в силу указанной Вами специфики. В учебных заведениях проведение мероприятия оформляется в соответствии с договоренностью с администрацией. Если проведение оформляется как общеобязательное, то могут быть нарекания со стороны родителей, а если как факультативное, то закон этого не запрещает. Сам отец Даниил выступал и в вузах, и в школах. Выступал и в ПТУ, а эта аудитория считается самой трудной, но батюшка успешно проводил там лекции. И мне доводилось выступать в вузах по приглашению ректора. Обычно вывешиваются объявления в коридорах с приглашением на лекцию. Лекция не заменяет какой-то общеобязательный предмет, а проводится в свободное, внеучебное время, посещение ее добровольное, для желающих. Люди приходят и слушают. Здесь нет ничего противозаконного. Также есть и такая форма, как беседы со студентами не в стенах учебных заведений, а в домах, находящихся рядом с общежитиями, куда они могут придти в свободное время по желанию.

- Россия вплоть до начала XX века была православным государством, исторические корни большинства из населения нашего государства углубляются в Православие, но мы после семидесятилетнего атеистического господства сталкиваемся с такой проблемой, что ничего практически не знаем о Православии. В лоне Русской Православной Церкви образуются расколы, секты иэнэнщиков, «Истинно Православной церкви». Например, в 2007 году ушли в подземелье пензенские сектанты, определившие точную дату конца света. Ведь все эти люди некогда находились в лоне Московского Патриархата и считают себя православными, но откололись от Церкви по своим заблуждениям. Почему же мы не можем свободно и доступно изучать Православную религию в школах, как это было до Октябрьской революции, когда во всех школах свободно преподавался Закон Божий?

- Здесь несколько вопросов. Указанное Вами незнание о Христе как раз и приводит к мысли о необходимости миссии, то есть, того дела, о котором говорил отец Даниил. Если бы все знали о Христе, то и не было бы нужды в миссионерах. А поскольку такая проблема существует в России, то необходимо заниматься этим делом не только в школах, но и на улицах. Разве на улицах не те же люди ходят? Разве не те же люди собираются в парках? Разве не они утром ходили в школу или в вуз? Как, например, проповедовал апостол Филипп? Однажды он шел по дороге, остановил повозку и тут же начал евнуху проповедовать. Если говорить на нашем языке, то это будет звучать так: он поймал машину на дороге, сел в неё и начал водителю проповедовать. Вот как это выглядело бы, если бы мы перенесли этот эпизод с апостолом на наши реалии. Каждая наша встреча с неверующим человеком, где бы она ни происходила, на улице ли, в очереди ли, в больничной ли палате, - не случайна. Это Господь приводит к нам, знающим, человека. Для чего Он приводит? Для того, чтобы мы поделились верой, нашим знанием о том, что Господь пришел к нам и спас нас. Господь Святое Евангелие дал нам для того, чтобы мы поделились со всеми, кто не знает Благой Вести. Поэтому мы должны использовать все возможности, которые нам дает Господь.

В школах, насколько это возможно и не противоречит законам, необходимо также проводить миссию, но школа, - это специфичная сфера, а есть много и других площадок и сфер жизни, где мы встречаемся с людьми.

- Вы уже имеете опыт в миссионерском служении: с какими проблемами сталкиваетесь или проблем у миссионеров не существует?

- Проблемы в православной миссии точно такие же, какие были и в XIX столетии, и в период раннего христианства. Как Сам говорил Господь: «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37; Лк. 10, 2). Проблемы известные: нехватка средств и нехватка людей. Еще святитель Николай Японский в свое время писал о непонимании большинством православных необходимости миссионерской деятельности. Слава Богу, Святейший Патриарх Кирилл в последнее время говорит об этом. Надеюсь, что это заставит кого-то иначе посмотреть на эти вещи. Основная проблема заключается не в том, как нас встречают неверующие люди, а в том, когда сами же православные, мягко говоря, дело миссии встречают с непониманием, бывает, что оказывают сопротивление со своей стороны. Это самое печальное. Отца Даниила это больше всего огорчало. Когда, так сказать, чужие критикуют, это не страшно, а когда же те, с кем ты причащаешься из одной чаши, начинают противодействовать – это большая проблема. Об отсутствии миссионерского осознания, миссионерского понимания и писал святитель Николай Японский. Это – основная проблема. Нехватка денег, нехватка людей порождаются именно этим. Нет в церковной среде осознания необходимости заповеди Христовой: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Эту заповедь Господь нам дал не для того, чтобы мы ее записали, повесили на стенку и забыли, а для того, чтобы мы ее исполняли. Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). Если мы не соблюдаем заповедь, значит, мы не любим Бога. Если, например, человек скажет: «Я соблюдаю все заповеди, а заповедь «не прелюбодействуй» я соблюдать не буду», разве он может считать себя христианином? То же самое и здесь. Именно потому, что нет осознания исполнять эту заповедь, мало кто становится миссионером. Поэтому не хватает кадров, а средства предпочитают расходовать на что-нибудь другое. И у нас как бывает? Вот, например, на ремонт храма приглашают гастарбайтеров-иноверцев: узбеков, таджиков и т.д. И никто из приглашающих не подумает, что надо рассказать о храме, о Христе Спасителе. Господь приводит этих людей в православную Церковь, а им ничего не говорят. И они работают в храме и даже шапки не снимают, потому что им не сказали даже того, что в храме необходимо шапки снимать, потому что это место святое. Среди гастарбайтеров немало хороших людей, я с ними общался и знаю, что многие из них сами бы хотели послушать, во что верят русские. А им никто не говорит. Но Господь за это спросит с нас. Скажет: «Что ты делал, когда Я привел к тебе человека? Сколько Я устроил, чтобы этот человек приехал в Россию, чтобы он пришел в твою церковь, а ты ни слова не сказал обо Мне».

Думаю, что проблем не возникает только у тех, кто ничего не делает. Святые отцы говорят, что всякому благому делу или предшествует, или сопутствует, или последует искушение. Поэтому мысль, что лучше не делать добрых дел и заповедей Божиих, чтобы потом не было искушений, - дьявольская уловка. Это то, ради чего сатана и создает такие искушения. В том-то и смысл его искушений, чтобы никто ничего не делал ради Бога.

- Можно ли говорить о плодах в вашей совместной с отцом Даниилом деятельности или о них говорить еще рано?

- Главное, чтобы человек исполнял заповедь Божию. А какие плоды это принесет, зависит не от человека, а от Бога. Апостол Павел писал: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор. 3, 6). Видимые результаты в миссионерской деятельности – это дело Божие, а наше дело - исполнять добросовестно заповедь.
Отец Даниил прежде, чем стали видны плоды, в качестве миссионера трудился долгие годы. Он с юности, когда еще не был священником, уже занимался уличной проповедью. В начале 1990-х проповедовал на Арбате. Он трудился много лет, прежде чем плоды его деятельности стали очевидными для всех. Незадолго до смерти он говорил, что обратил в Православие около пятисот протестантов и крестил более восьмидесяти мусульман. Но ещё больше число крещёных людей, в ком его проповеди и жизненный пример пробудили веру.

Беседовал Александр Данилов.

"Святой Покров", №5, март 2010 г.

Главное меню

Главные ссылки

    

  

Галерея

Миссионерский альбом
Семинарская жизнь

TEMPUS-TEMPLUM

Православный календарь:


Счетчик посещений сайта  от 0 час 00 мин ( за сутки):

Виджет Yandex

Белгородская семинария
Официальный сайт Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)

БПДС на facebook

БПДС в контакте

 

Последние комментарии

  • Ето книга нужна для мисионерской работе в Болгария - Варна.

  •  острые вопросы и обсуждались проблемы современного образования. Надеемся, что руководство страны обратит на них внимание!

    Выражаем благодарность организаторам за высокий уровень проведения мероприятия!

    С уважением, преподаватели и студенты Воронежского государственного университета.

Вход в систему